29 Апрель 2024, 17:07:48

Автор Тема: Сюрреализм - это я  (Прочитано 7137 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Белая Волчица

  • Старожил
  • ****
  • Автор темы
  • Сообщений: 276
  • Карма: 13
  • нервный подросток - оракул
  • С нами с: 05/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Nordische Renaissance Kennel
Сюрреализм - это я
« : 10 Март 2011, 15:37:24 »
«Я не сюрреалист, я – сюрреализм», – говорил о себе Сальвадор Дали. Точнее, пожалуй, и не скажешь, ведь одним из главных произведений сюрреализма в итоге оказались не его картины, а он сам.


Если оценивать поступки художника с позиции обычного человека, то самое мягкое, что можно о нем сказать – «сумасшедший». Но именно такой реакции он и ожидал: «Мои товарищи восклицали «Он сумасшедший!» Я наслаждался этими словами, – описывает он свои школьные годы. – Я стал предметом дискуссий: «Может, он чокнутый только наполовину? Необыкновенный он или ненормальный?».

 

Дали оставил после себя сотни картин, книги, фильмы, бесчисленное множество интервью, но при этом остался человеком совершенно закрытым. У нас есть факты: даты рождения и смерти, годы проведения выставок; есть многочисленные рассказы современников, но все это лишь внешняя оболочка. Его выходки, его эксцентричность часто были защитной реакцией на окружающий мир, а что было внутри? Бытует мнение, что внутренний мир Дали – это его картины. Мысль о том, что и картины могут быть этой оболочкой, что целью их создания было ошарашить публику, повергнуть ее в шок, многим просто не приходит в голову. Вместо этого критики принимаются подробно анализировать, что означает вот эта обнаженная женщина, а что – этот гниющий фрукт.

«Как вы хотите понять мои картины, – говорил Дали, – когда я сам их не понимаю… Их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа». Можно долго говорить про игры с подсознанием, про толкование сновидений, учитывая то, с каким уважением сюрреалисты относились к Фрейду, но любое рациональное объяснение их творчества попахивает шарлатанством. Мало того, что толкование «образов подсознания» само по себе довольно спорно, так еще практически невозможно отделить образы, возникшие в результате бессознательных ассоциаций, от образов, сознательно помещенных на полотно.

«В шесть лет я хотел стать поваром. В семь – Наполеоном. Да и позднее мои притязания росли не меньше, чем тяга к величию», – так начинает Дали свою автобиографию. Но цитируя его, важно помнить, что вряд ли он здесь перестал быть самим собой и вместо сюрреалиста, постоянно эпатирующего публику, предстанет перед нами реалистом, честно и беспристрастно фиксирующим факты собственной жизни. Его автобиография столь же далека от реальности, сколь и его картины, и при этом ничего более верного о Дали не написано и написано быть не может.


Родился Дали 11 мая 1904 года в городе Фигерасе в Каталонии. Его назвали так же, как и брата, умершего за несколько лет до этого. Сальвадор. Спаситель. «Мы были похожи с братом как две капли воды: та же печать гениальности». Свои собственные воспоминания Дали начинает с периода внутриутробной жизни, который помнился ему «так отчетливо, как вчерашний день». По его словам, уже тогда он понял и «сущность мироздания», и свое великое предназначение. Рисовать он начал в раннем детстве и еще подростком брал в родном городе уроки рисования.

«С малых лет я безотчетно делал все, чтобы отличаться от других. В юности я делал то же, но нарочно. Стоило сказать «нет» – я отвечал «да», лишь бы передо мной почтительно склонялись, а я смотрел свысока». Неосознанно совершая безумные поступки в детстве и часто страдая от этого, Дали пришел к выводу, что только такое поведение способно привести к славе и известности. Всегда делать то, чего от тебя не ждут.

Дали было всего 16 лет, когда умерла его мать. Это был страшный удар: мать была для него олицетворением безграничной любви. Чтобы он ни делал, чтобы ни случилось, он знал, что мать все равно любит его и никакое событие не может даже уменьшить этой любви. С отцом отношения складывались сложно. Требовательный и строгий отец долгое время противился увлечению сына живописью, считая, что это не то занятие, которым можно заработать на жизнь. Сальвадор же никак не мог смириться с властью отца и всеми силами хотел вырваться из-под его опеки. В «Дневнике одного гения» эпиграфом он помещает слова Фрейда: «Герой тот, кто восстает против отеческой власти и выходит победителем».

В 1921 году Дали поступает в мадридскую Школу живописи (Академию Сан-Фернандо). Правда, уже в 1923-м он был временно отстранен от занятий, а в 1926-м и вовсе отчислен из Академии: на экзамене по истории искусств он заявил, что знает не меньше, чем трое профессоров вместе взятых, и поэтому отказывается отвечать.

В Мадриде Дали знакомится с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и режиссером Луисом Бунюэлем. Именно здесь он окончательно понимает, что всеобщее внимание привлекают только самые неординарные, подчас сумасшедшие выходки и что скандал – лучшая реклама.

В 1925-м проходит первая персональная выставка Дали – в галерее Далмау (Барселона). Не каждый удостаивается персональной выставки в 21 год. 27 картин и 5 рисунков. В этот период он увлекается кубизмом, в частности сильное влияние на него оказывает Пабло Пикассо. В следующем, 1926 году после отчисления из Академии Дали уезжает в Париж. А в 1929-м он вместе с Луисом Бунюэлем снимает первый сюрреалистический фильм «Андалузский пес». «Мы написали сценарий меньше чем за неделю, придерживаясь одного правила: не прибегать к идеям или образам, которые могли бы дать повод для рациональных объяснений – психологических или культурологических. Открыть все двери иррациональному», – пишет Бунюэль.

В этом же году Дали влюбился. До 25 лет он фактически не имел ни одного сколь-нибудь серьезного романа. И вот он встречает Галу Элюар. «В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам, – пишет Дали. – А что такое элегантная женщина?.. Элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки... Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной – это взаимоисключающие характеристики». Гала была на десять лет старше Дали. В ту пору она была замужем за известным поэтом Полем Элюаром. Список ее поклонников впечатляет: Макс Эрнст, Луи Арагон, Андре Бретон.

Елена Дмитриевна Дьяконова – так на самом деле ее звали – родилась в Казани, а детство и юность провела в Москве. Она была болезненным ребенком, и в 1912 году родители направили ее на лечение в Швейцарию. Там она познакомилась с юным поэтом Эженом Гренделем, взявшим впоследствии псевдоним Поль Элюар. Именно он первым назвал ее Гала, с ударением на последний слог. «Я никогда не буду просто домохозяйкой, – писала Гала. – Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки». Женщин, которые обладали способностью влюблять в себя мужчин, история знает немало, но Галу воспринимали не только как любовницу – к ее мнению прислушивались.

В 1929-м Дали пригласил Поля Элюара погостить в Каталонии, в любимом им Кадакесе. Элюар поехал туда с женой и дочерью. Дали сразу влюбился в Галу. А что же она? Был ли это брак по расчету или их чувства были взаимными? Понять это сейчас, пожалуй, уже невозможно. Но она твердо решила бросить Элюара и связать свою жизнь с Дали.

Интимная жизнь пары, которая все время была под прицелом камер журналистов, так и осталась загадкой. Известно, что Гала часто изменяла Дали, причем с возрастом становилась все ненасытнее, но это никак не сказывалось на его отношении к ней, он по-прежнему боготворил ее. В 1969 году Дали купил ей замок, где она проводила время, развлекаясь с молодыми людьми. Сам же Дали мог попасть в этот замок только после письменного разрешения.

Смог бы состояться тот Дали, которого мы знаем, без Галы? Наверное, нет. Да, он был уже достаточно популярен и до их знакомства, но именно Гала сделала его имя всемирно известным. Она занималась составлением договоров, организацией выставок, она решила, что Дали нужно ехать в Америку, что именно там его ждет успех. Гала-Чума – так называли ее сюрреалисты. Именно она сумела сделать экстравагантность и эксцентричность Дали фирменным знаком, тем, что можно продать за деньги. А что еще оставалось? Как говорил Дали: «Наше время – эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно».

В 1940 году Дали уезжает в США. В Европе в это время было не до искусства, а американские толстосумы куда охотнее расставались со своими миллионами, приобретая его полотна. Впрочем, одними картинами Дали не ограничивается, он выступает с лекциями, пишет книги, и все это пользуется огромной популярностью, во многом благодаря умелому менеджменту Галы.

В 1948-м Дали возвращается в Испанию. В этот период он пишет много картин на религиозные темы. По миру с успехом проходят его многочисленные выставки, но он практически безвылазно живет в родной Каталонии.

Умер Дали 23 января 1989 года.

«Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго, – говорил он. – А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное – пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо».
Что бы избежать критики - ничего не говори, не делай и будь НИЧЕМ...

Оффлайн Белая Волчица

  • Старожил
  • ****
  • Автор темы
  • Сообщений: 276
  • Карма: 13
  • нервный подросток - оракул
  • С нами с: 05/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Nordische Renaissance Kennel
Re: Сюрреализм - это я
« Ответ #1 : 10 Март 2011, 15:45:43 »
«Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria, 1931

«Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria, 1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.
Известна иногда так же как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».
Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — очень точный образ, лучше любых других, даже самых невероятных искажений подрывающий веру в естественный, закономерный порядок вещей. Этот образ распространяется и в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата
Что бы избежать критики - ничего не говори, не делай и будь НИЧЕМ...

Оффлайн Белая Волчица

  • Старожил
  • ****
  • Автор темы
  • Сообщений: 276
  • Карма: 13
  • нервный подросток - оракул
  • С нами с: 05/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Nordische Renaissance Kennel
Re: Сюрреализм - это я
« Ответ #2 : 10 Март 2011, 15:54:03 »
«Великий Мастурбатор» (1929)


«Великий Мастурбатор» (1929) — картина Сальвадора Дали в стиле сюрреализм, в данный момент выставлена в Центре искусств королевы Софии в Мадриде (Испания).
В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо, чьим прототипом стала скала на побережье Кадакеса в Каталонии.[1] Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.
Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча (в некоторых случаях ошибочно принятая за кузнечика из-за плохого перевода ранних записей Дали) — насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи — популярный мотив в работах Дали — символ коррупции. Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общую тень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветок каллы с фаллообразным пестиком.
«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.[3]
Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти, после чего «Великий мастурбатор» стал частью национальной коллекции и был перемещён в мадридский музей.
Что бы избежать критики - ничего не говори, не делай и будь НИЧЕМ...

Оффлайн Белая Волчица

  • Старожил
  • ****
  • Автор темы
  • Сообщений: 276
  • Карма: 13
  • нервный подросток - оракул
  • С нами с: 05/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Nordische Renaissance Kennel
Re: Сюрреализм - это я
« Ответ #3 : 10 Март 2011, 15:56:33 »
Венера Милосская с ящиками


«Венера Милосская с ящиками» — скульптура испанского художника Сальвадора Дали, созданная в 1936 году. Находится в частной коллекции.
Знаменитейшая из выдумок Дали. Ящики всегда изображались им открытыми. Они обозначали обыскивание, производимое неумышленно. Здесь у Дали явно какое-то устойчивое воспоминание, корни которого остались неведомыми. Дали наметил, где должны быть ящики, а Марсель Дюшан, к которому Дали относился с огромным уважением, сделал форму для отливки. С той же формы в 1964 году была сделана серия новых отливок. Сейчас Венера находится в музее Сальвадора Дали во Флориде. Музей Сальвадора Дали - единственный музей в США, посвященный одному художнику.
Что бы избежать критики - ничего не говори, не делай и будь НИЧЕМ...

Оффлайн Белая Волчица

  • Старожил
  • ****
  • Автор темы
  • Сообщений: 276
  • Карма: 13
  • нервный подросток - оракул
  • С нами с: 05/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Nordische Renaissance Kennel
Re: Сюрреализм - это я
« Ответ #4 : 10 Март 2011, 16:00:27 »
«Метаморфозы Нарцисса»


«Метаморфозы Нарцисса» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937 году. В настоящее время находится в Галерее Тейт в Лондоне.
Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссо-подобная фигура появляется на горизонте
Что бы избежать критики - ничего не говори, не делай и будь НИЧЕМ...

Оффлайн Белая Волчица

  • Старожил
  • ****
  • Автор темы
  • Сообщений: 276
  • Карма: 13
  • нервный подросток - оракул
  • С нами с: 05/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Nordische Renaissance Kennel
Re: Сюрреализм - это я
« Ответ #5 : 10 Март 2011, 16:06:30 »
«Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера»

«Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году. Находится в Музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге. Дали описывал свою работу над этой картиной как попытку заставить ненормальное выглядеть нормальным, а нормальное — ненормальным.
О картине 1940 года Дали писал: «Своей страстной любовью Гала извлекла меня из иронического и суетливого мира рабов. Из моей жизни Гала стёрла и образ Вольтера, и все следы скептицизма»
Что бы избежать критики - ничего не говори, не делай и будь НИЧЕМ...

Оффлайн Белая Волчица

  • Старожил
  • ****
  • Автор темы
  • Сообщений: 276
  • Карма: 13
  • нервный подросток - оракул
  • С нами с: 05/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Nordische Renaissance Kennel
Re: Сюрреализм - это я
« Ответ #6 : 10 Март 2011, 16:11:05 »
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (исп. Sueño causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar) — картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

Сальвадор Дали так писал о своей картине:
Цитировать
Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы
Что бы избежать критики - ничего не говори, не делай и будь НИЧЕМ...