19 Апрель 2024, 20:53:49

Автор Тема: Что такое синдром питомника у собак?  (Прочитано 10844 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Рамбофф

  • Гость
Что происходит, если в раннем возрасте собаку лишают возможности общаться с разнообразием внешнего мира?

Оффлайн Просто Мария

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3421
  • Карма: 1607
  • www.bully-fen.com "Истины нет, есть мнения..."
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Питомник бульдогов и мопсов "Булли Фэн"
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #1 : 04 Апрель 2010, 18:24:55 »
Лен, ну это как с детьми. Если дети растут "в лесу", развивается синдром Маугли. Если не социализировать щена в свое время, потом сделать это крайне сложно, иногда невозможно.
"Когда ты будешь подниматься вверх, ты повстречаешь много разных людей. Не обижай их, потому что ты встретишь их всех ещё раз, когда будешь падать вниз." © Оззи Озборн

Рамбофф

  • Гость
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #2 : 04 Апрель 2010, 22:59:05 »
Я так понимаю, если берёшь в питомнике, то чем раньше, тем лучше! /11

Оффлайн redhead

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10510
  • Карма: 8607
  • Целую крепко, я Ваша Репка!
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #3 : 05 Апрель 2010, 00:51:28 »
Питомник питомнику рознь! Очень мало у нас в стране таких предприятий, которые можно было бы назвать "Питомниками" в прямом понимании этого слова.
Если честно, когда собаки счастливо живут в семьях, а не скученно в квартирках по несколько десятков голов, в этом тоже нет ничего плохого. И такие питомники с бульдогами на подушках мне тоже очень нравятся \\20
www.repin-bulldog.com

Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. Они этого не переживут.
Ю.В.Никулин

Нам не нужно, чтобы нас любил весь мир...достаточно тех, кого мы выбрали сами...

Рамбофф

  • Гость
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #4 : 05 Апрель 2010, 00:58:40 »
Бульдоги на подушках - это совсем другое! \\35 Вот к клетках.....не хотелось бы! //6

Оффлайн Просто Мария

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3421
  • Карма: 1607
  • www.bully-fen.com "Истины нет, есть мнения..."
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Питомник бульдогов и мопсов "Булли Фэн"
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #5 : 05 Апрель 2010, 08:23:40 »
Синдром питомника - проблемы у владельцев" 
 

 
 

 
Людям нравятся разные собаки: одним - с серьезным характером и грозной внешностью, другим - приветливые и с веселым нравом. Но все хотят, чтобы поведение их собак укладывалось в рамки нормального. Эти рамки довольно трудно определить, и чаще всего нарушения в поведении своей собаки человек замечает тогда, когда они уже, увы, сформировались.

Так называемый "синдром питомника" связан с пробелами в развитии щенков в результате выращивания их в бедной или ограниченной среде крупных питомников. На самом деле эта проблема гораздо шире, чем частные сложности кинологов-разведенцев - речь идет об общих психобиологических закономерностях развития млекопитающих, не исключая, кстати, и человека.


ГЕНЫ И СРЕДА ИЛИ ПОЧЕМУ МАУГЛИ НЕ СМОГ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Все знают, что внешние породные признаки собаки, а также особенности поведения, свойственные той или иной породе, закреплены генетически. Известно также, что качества производителей могут передаваться по наследству их потомкам. Но почему-то в тени Его Величества Гена часто остается без внимания Ее Величество Среда. Между тем, именно влияние внешней среды является необходимым условием для нормального развития детенышей любого млекопитающего - будь то щенок или ребенок.

Дело в том, что всесильные гены не определяют напрямую повадки животного - генетическая матрица обеспечивает фундамент, на котором строятся различные поведенческие программы, свойственные виду, породе или особи. А запускают эти программы и приводят их в действие разнообразные внешние стимулы. Это одно из великих таинств природы - "послания" из внешнего мира разворачивают записанную в генах информацию и дают толчок развитию поведенческих программ, набор которых и определяет реальное поведение животного.

Самым ярким примером действия этого биологического закона являемся, как ни странно, мы сами. Не случайно это нашло свое отражение в литературе - я имею в виду историю Маугли. Правда, великий писатель рассказал всего лишь сказку о жизни мальчика в стае волков. Реальные “Маугли”, которых находили в джунглях, были не способны освоить человеческий язык, несмотря на все усилия по их обучению. Они были лишены возможности освоить человеческую речь в раннем детстве и поэтому не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. Это и есть последствия ограничения влияния внешней среды. Генетически запрограммированная способность говорить по-человечески у ребенка не может развиться без общения с другими людьми. Более того, обучиться человеческому языку он сможет только в том случае, если познакомится с ним в первые годы своей жизни. Это связано с тем, что для освоения речи, необходимо определенное развитие мозга. А у многих млекопитающих, включая человека и собаку, развитие структур мозга продолжается и после рождения. И решающую роль в этом развитии играет внешняя среда.

По сравнению с человеком собака - более просто организованное существо, но закономерности развития те же: генетические программы не могут правильно реализоваться в полноценное, свойственное виду поведение без воздействия внешней среды. Окружающий мир собаки в значительной степени определяется человеком и существенным образом влияет на развитие ее поведенческих особенностей. От того, насколько правильно мы организуем среду, в которой будет воспитываться наша собака, зависит, каким будет ее поведение.


КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ: В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ.

Процесс развития поведенческих программ на ранних этапах жизни млекопитающих имеют чувствительные периоды - именно в эти моменты животные наиболее восприимчивы к воздействию сигналов внешней среды. Именно в эти моменты возможен запуск определенных поведенческих программ, развитие врожденных форм поведения, обучение жизненно важным навыкам, запечатление нужных образов. Опыт, полученный в первые месяцы жизни, может определить в дальнейшем характер и поведение собаки, ее умственные и адаптивные способности.

Если не давать щенку возможность получить необходимый полезный опыт в эти периоды, не позволять ему попробовать на деле свои унаследованные от предков способности, он может оказаться в ситуации "упущенного времени". Впервые столкнувшись с внешним миром в старшем возрасте, собака уже не сможет осваивать его с такой легкостью, какая доступна маленьким щенкам в их "чувствительном состоянии". По этой причине эти периоды получили второе название - критические. И для собак они ограничиваются, по большей части, первым полугодом жизни животного.

Один из критических периодов - период социализации - многим знаком в виде правила, что щенку обязательно надо давать общаться с другими собаками до наступления 3-х месяцев. Например, хорошо известны печальные последствия длительного карантина при вакцинации собак - “засидевшихся” щенков впервые выводили на улицу чуть ли не в 5-6 месяцев, когда основные поведенческие программы уже завершают формирование. В результате получали собачьих "Маугли", неспособных не только нормально общаться с сородичами, но и адекватно реагировать на городскую среду, поскольку были пропущены чувствительные периоды развития основных форм поведения.

В основе собачьего поведения, которым они так часто поражают и умиляют нас, лежит сложное "здание" психобиологических процессов. После рождения у щенка продолжается развитие его нервной системы, и происходит дозревание структур головного мозга, поэтому формирование поведения проходит в несколько этапов и строго подчинено плану, заключенному в генах. На каждом этапе под действием внешней среды достраиваются определенные части мозга молодой собаки.

Если представить себе, что генеральный план этого своеобразного строительства определяется генами, а строительный материал поставляет нервная система, то строителями выступают стимулы окружающего мира. И если они не окажутся в нужном месте в нужное время, в здании будут изъяны или даже целые провалы - мозг окажется недостроенным!

 
"Когда ты будешь подниматься вверх, ты повстречаешь много разных людей. Не обижай их, потому что ты встретишь их всех ещё раз, когда будешь падать вниз." © Оззи Озборн

Оффлайн Просто Мария

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3421
  • Карма: 1607
  • www.bully-fen.com "Истины нет, есть мнения..."
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Питомник бульдогов и мопсов "Булли Фэн"
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #6 : 05 Апрель 2010, 08:24:48 »
БЕДНОСТЬ - НЕ ПОРОК?

Нарушения правильного хода развития собаки могут возникать в разных условиях - и в большом загородном питомнике, и в тесной городской квартире. Полезное влияние внешней среды на щенка могут ограничивать обедненные условия содержания, что в дальнейшем вызывает нарушение поведения у взрослых собак, которые оказываются в несколько иной среде, попадая к владельцам.


КАКИЕ УСЛОВИЯ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ОБЕДНЕННЫМИ?

Если начинать с первого месяца жизни щенка, то единственный вариант нормальных условий – это наличие матери. Многочисленными экспериментами на разных видах млекопитающих было показано, что все важные внешние воздействия, необходимые для нормального развития новорожденного, дает ему его мать через телесный контакт и естественное вскармливание. В первый месяц жизни собаки стимуляция со стороны матери и возможность сосать материнский сосок, массируя его лапками, оказывает мощное и ничем не заменимое благотворное воздействие на развитие мозга и формирование нормального поведения щенка. Плюсы, которые получает вскормленный матерью щенок, по сравнению с сиротой и "искусственником", трудно переоценить: эмоциональная стабильность, уверенность в себе, стойкость в социальной конкуренции, высокие умственные и адаптивные способности. Важная роль тактильных контактов и неонатального пищевого поведения в дальнейшем развитии психики и поведения собаки ставит под сомнение целесообразность искусственного выкармливания щенков, поскольку восполнить недостаток ключевых стимулов в этом случае невозможно.

Бедными следует считать и такие условиям содержания собак, когда щенки первые месяцы своей жизни проводят только в клетках и огороженных выгулах. Говоря научным языком, стимульная среда в таких условиях очень скудная, особенно если сравнивать ее с реальными условиями мегаполиса. Иными словами, собакам в питомниках просто не хватает адекватных внешних раздражителей, которые бы могли вызвать к жизни все то богатство адаптационных способностей, которые заложены в генах животного.

Считается, что в возрасте около двух месяцев следует начинать знакомить собаку с как можно более широким спектром внешних раздражителей - зрительных, слуховых, запаховых и вкусовых, так как впечатления, полученные в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь. Например, в этот период можно легко приучить собаку к разнообразным кормам. Уже с третьего месяца жизни рекомендуется начинать знакомить специализированных собак (охотничьих, спасателей) с условиями, в которых они будут работать. В противном случае бывает, что кандидаты в спасатели с трудом осваивают лестницы и боятся тоннелей. Собаки, выращенные в бедных условиях и ограниченные в контактах с внешним миром, в целом, ведут себя менее уверенно и болезненно реагируют на незнакомые стимулы практически всю свою жизнь.

Исправить положение могут регулярные (пусть и не ежедневные, и не продолжительные) прогулки, на которые даже 1,5-2 месячные щенки могут отправляться вместе со своими мамашами. Постоянные маршруты для таких вылазок стоит продумать заранее и включить в них разнообразные "приключения" для щенков. Например, преодоление небольших канав или других препятствий, может быть, знакомство с отдаленными шумами, вроде проходящей вдали электрички. Если возможности для такого рода безопасных прогулок нет, то стоит оборудовать выгулы для щенков разнообразным интерьером и игрушками и по возможности периодически менять их. Для этой цели можно использовать даже картонные коробки. Любая грамотно дозированная новизна полезна для развития психики и активного поведения собаки.

Организуя содержание собак в питомниках, все-таки важно учитывать, насколько это возможно, в каких условиях будут жить собаки у их будущих владельцев. Часто собаки, выращенные в питомниках, с трудом обучаются правилам гигиены в квартире. Полезный прием приучать собаку с "щенячества" оправляться на бумажную подстилку (или специальную пеленку), конечно, помогает владельцу справиться с этой проблемой в доме. Прогулки за территорию питомника не позднее, чем с 3-х месяцев существенно облегчают собаке впоследствии вхождение в городскую среду. Проблемы могут возникать, если щенку не дают возможности своевременно познакомиться с такими особенностями сложного и разнообразного внешнего мира, как шумные городские улицы, толпы людей, бегущие и кричащие дети, большие и агрессивные незнакомые собаки, лестницы, водоемы, грохочущие машины, поезда и т.п.


ВРЕМЯ СТРАХОВ И КОГДА ЛУЧШЕ ПЕРЕЕЗЖАТЬ К ХОЗЯИНУ.

Есть мнение, что существует особый период, когда собаки особенно легко запечатлевают ситуации, связанные со страхами, и именно он повинен в некоторых фобиях, встречающихся у собак, Считается, что он приходится на конец второго - начало третьего месяца жизни щенка (8-10 недели). Травмирующие впечатления, полученные в этот период, могут закрепить впоследствии страх и неуверенность в поведении собаки, связанные с конкретными звуками, предметами или местом. По этой причине в этот период не рекомендуют резко менять собаке привычную среду. С большой осторожностью следует относиться к смене владельца в этот период. Необходимо дать щенку возможность привыкнуть к новой обстановке и пережить "время страхов" в стабильной среде. Не стоит переезд в новый дом совмещать с пугающими процедурами, например, косметическими операциями или травмирующей перевозкой. Один из лучших периодов для переезда к новому хозяину - пик периода социализации, который приходится на возраст 1,5-2 месяца (6-8 недели). Человек - часть социальной среды собаки и умению общаться с ним, собаке тоже необходимо учиться. Именно в этот период важна развивающая разнообразная среда для отработки жизненных стратегий и способов поведения. Наступает важный - игровой - период, когда игры становятся серьезным занятием, позволяющим обучиться правильному обращению с социальными партнерами и научиться уверенно справляться с различными жизненными ситуациями. Ограниченная возможность получить такой опыт обедняет поведение собаки, поэтому опять вернемся к разговору о бедности.
"Когда ты будешь подниматься вверх, ты повстречаешь много разных людей. Не обижай их, потому что ты встретишь их всех ещё раз, когда будешь падать вниз." © Оззи Озборн

Оффлайн Просто Мария

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3421
  • Карма: 1607
  • www.bully-fen.com "Истины нет, есть мнения..."
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Питомник бульдогов и мопсов "Булли Фэн"
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #7 : 05 Апрель 2010, 08:25:33 »
МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ?

Бедной может быть и социальная среда. Несмотря на то, что для питомников проблема социализации, казалось бы, стоит не так остро, приходится сталкиваться с проявлением синдрома питомника даже у тех собак, которые выращивались в городских квартирах. Содержание щенков в условиях, где они кратковременно общаются только с ограниченным людским контингентом, также отрицательно сказывается на способности собаки в дальнейшем адаптироваться к жизни в семье владельца. Социализация или освоение навыков общения с социальными партнерами, у собаки должна происходить с участием не только других собак, но и людей. Критический период социализации (и к партнеру-собаке, и к партнеру-человеку) ограничивается приблизительно вторым-третьим месяцем жизни собаки (точнее - с 4 по 12-14 неделю). И в этот период мало давать щенку возможность просто видеть человека, надо активно с ним общаться, давая ему возможность реализовать свои уникальные способности понимать человеческое поведение. По последним научным данным собака, по-видимому, обладает врожденной способностью понимать мимику и жесты человека, в отличие, например, от прирученных волчат. А как мы уже выяснили, даже врожденные программы поведения нуждаются в адекватной внешней стимуляции - только тогда - генетическое наследие вида будет максимально раскрыто, и проявится в таком поведении, которое принято объяснять исключительным умом собаки. Наблюдательные разведенцы, вероятно, замечали, что где-то в начале второго месяца жизни щенки начинают вдруг проявлять особый интерес к человеку как к партнеру; научаются внимательно смотреть на лицо, на руки, начинают активно поддерживать игру с человеком, могут с интересом наблюдать за его действиями. Некоторые даже говорят, что в это время начинают замечать у своих щенков "осмысленный взгляд". Вот в этот период можно заложить основы хорошего контакта собаки с будущим хозяином, занимаясь со щенками хотя бы по несколько минут в день, или ... упустить эту возможность, ограничивая мир щенка клеткой, выгородкой в квартире или пустым уличным выгулом.

Конечно, пустые выгулы легче убирать, чем оборудованные, да еще и захламленные обрывками коробок; конечно, у персонала вечно не хватает времени у всех убраться и всех накормить - куда уж тут возиться со щенками! С таким же выбором примерно 30 лет назад столкнулись многие зоопарки. Было гораздо легче содержать зверей в небольших, обложенных кафелем клетках, где быстро можно было навести почти стерильную чистоту. Но поведение животных при таком содержании настолько было не похоже на естественное, что просто забили тревогу, и поняли - игра стоит свеч. Затраты времени на уборку больших сложно оборудованных вольер, приспособленных под нужды животных (в том числе и психологические), оказались оправданы. Специальное время, выделяемое для общения, тренировок или игр с животными, себя окупило, Ведь в результате получили более зрелищное и интересное посетителю нормальное поведение животных, которое к тому же еще и свидетельствовало об их психическом развитии.


ВТОРОГОДНИКИ В ШКОЛЕ ЖИЗНИ.

Итак, необходимо очень серьезно относиться к первым 5-6 месяцам жизни щенка и давать ему возможность адекватно использовать внешний мир для саморазвития. Когда мы ограничиваем собаку, не позволяя ей в нужные периоды познать основные свойства этого мира, включая его опасности и тревоги, мы как будто оставляем щенка "на второй год" в школе жизни.

Впоследствии это может выражаться в различных неадекватных реакциях собаки. Например, в неофобии - боязни новизны и любых изменений, крайнее проявление которой выражается в том, что собака спокойно себя чувствует только в хорошо знакомом месте и сразу же теряется, как только выходит, буквально, в соседний двор, панически пугается любых новых предметов и очень долго привыкает к ним. Усложнение среды для взрослой собаки не имеет "лечебного" эффекта, поскольку в раннем детстве она не имела возможности обучаться реагировать на новизну. На любое изменение обстановки собака реагирует приступами страха такой же интенсивности, каждый раз как бы заново обучаясь спокойно реагировать на пугающие их ситуации. Радикальной коррекции такое поведение не поддается, поскольку в результате депривации (лишения) влияния внешних стимулов в критические периоды не произошло формирование соответствующих физиологических и анатомических структур и связей. Как следствие образуются пробелы и в самих программах поведения. Хорошо известно, что иногда собакам, выросшим в загородных питомниках, трудно приспособиться к жизни в шумном и многолюдном городе. Привычные для городских жителей - людей и собак - звуки, предметы, механизмы, обыденные события - все превращается для них в источник постоянной тревоги. Наблюдательные разведенцы, вероятно, замечали, что где-то в начале второго месяца жизни щенки начинают вдруг проявлять особый интерес к человеку как к партнеру: научаются внимательно смотреть на лицо, на руки, начинают активно поддерживать игру с человеком, могут с интересом наблюдать за его действиями. Некоторые даже говорят, что в это время начинают замечать у своих щенков осмысленный взгляд". Вот в этот период можно заложить основы хорошего контакта собаки с будущим хозяином, занимаясь со щенками хотя бы по несколько минут в день, или ... упустить эту возможность, ограничивая мир щенка клеткой, выгородкой в квартире или пустым уличным выгулом. Конечно, пустые выгулы легче убирать, чем оборудованные, да еще и захламленные обрывками коробок; конечно, у персонала вечно не хватает времени у всех убраться и всех накормить - куда уж тут возиться со щенками! С таким же выбором примерно 30 лет назад столкнулись многие зоопарки. Было гораздо легче содержать зверей в небольших, обложенных кафелем клетках, где быстро можно было навести почти стерильную чистоту. Но поведение животных при таком содержании настолько было не похоже на естественное, что просто забили тревогу, и поняли - игра стоит свеч. Затраты времени на уборку больших сложно оборудованных вольер, приспособленных под нужды животных (в том числе и психологические), оказались оправданы. Специальное время, выделяемое для общения, тренировок или игр с животными, себя окупило. Ведь в результате получили более зрелищное и интересное посетителю нормальное поведение животных, которое к тому же еще и свидетельствовало об их психическом здоровье. К таким же последствиям может приводить неграмотное или недобросовестное содержание щенков в городских квартирных питомниках. Позволю себе привести выдержку из протокола зоопсихологической экспертизы, которую мы с коллегами проводили несколько лет назад по просьбе владельца собаки. " В тесте: "Ситуация ежедневной прогулки на улице, во дворах между домами и при пересечении проезжих частей, когда тестируемая собака находилась на поводке" - наблюдаемая собака, когда хозяйка останавливалась, начинала беспокойно двигаться вокруг нее, постоянно тревожно оглядываясь. При движении сильно тянула поводок, причем это не было стремлением быстрее добраться до какого-либо интересного для собаки объекта (например, постоянной точки мечения), или приблизиться к другой собаке, что является характерными признаками поведения собак на поводке в городской обстановке. Скорее, это носило характер сильного беспокойства и стремления поскорее миновать пугающую или неприятную для собаки территорию или ситуацию. Такое поведение наблюдалось в течение всего пути до парка (20 минут). Тестируемая собака не делала попыток обследовать места мочевых меток других собак. У наблюдаемой собаки практически полностью отсутствовали формы комфортного поведения на прогулке - она проявляла признаки постоянной настороженности и сильного внутреннего напряжения". Как видно из описания, у собаки практически отсутствовали целые блоки нормального, свойственного собакам поведения - обследование территории, поиск и обнюхивание запаховых меток. Знакомые места и обыденные события вызывали у пса ничем не спровоцированную постоянную тревогу. Такие собаки могут шарахаться от любых приходящих в гости людей и даже бояться весьма прозаических звуков, таких, например, как звон чайной ложечки в стакане. Особенно это расстраивает тех хозяев, которые, поверив в рекламу, приобретают собаку для охраны дома.

ОДИН И БЕЗ ОРУЖИЯ.

Пробелы в развитии щенка напрямую затрагивают интересы будущих владельцев. Люди нередко переживают серьезный эмоциональный дискомфорт, сталкиваясь с неадекватным поведением своего питомца. Когда собака, выросшая в скудной обстановке питомника, впервые попадает на городскую улицу в возрасте полугода, она вынуждена коренным образом перестраивать свои представления о внешнем мире, ведь до сих пор она не сталкивалась с его буйным разнообразием, бьющим по всем ее органам чувств. Она встречается с сильным и, порою, жестким воздействием среды, оказываясь перед нею почти безоружной. Когда наблюдаешь за поведением таких собак, то складывается очень странное впечатление, что эти бедолаги не знают, что им с этим миром делать! Ощущение такое, что у них просто нет инструментов, чтобы с этим миром как-то обращаться, или в этих инструментах отсутствуют важные рабочие детали.

Это важный аспект проблемы. Если щенка выращивают в изоляции от внешнего мира и нарушается нормальный ход развития его психики, возникают девиации (отклонения от нормы) в поведении. Вследствие этого собака не может полностью раскрыть свои породные качества, и ее поведение не отвечает требованиям стандарта. Такая собака не может выполнять ожидаемую от нее функцию в семье человека! И речь здесь идет не только о роли сторожа или охранника. Гораздо важнее то, что она не может стать полноценным компаньоном для своего хозяина. Представьте, как будут обмануты ожидания человека, любящего, например, длительные прогулки, когда он обнаружит, что переход через улицу с интенсивным движением или гуляние в людных местах превращаются для его щенка в серьезную проблему. Усугубляет ситуацию и то, что эти поведенческие особенности практически не устранимы бесследно. Их можно исправить лишь в небольшой степени при огромных временных затратах на эту коррекцию.

С другой стороны, не стоит упускать из виду и такой, возможно, спорный аспект проблемы. Грамотная адаптация щенка к внешней среде может отчасти скомпенсировать, а значит, и завуалировать, в том числе и наследственно обусловленные недостатки поведения, например, пугливость. Для владельца, это, наверное, неплохой выход, но разведенцу это может помешать отбраковывать нежелательные крови. В конечном итоге, разведенцу приходится уповать на свою интуицию и понимать, что природу не перехитришь - вид должен поддерживать поведенческое разнообразие особей. Любые формы поведения, даже те, что решительно не нравятся человеку, могут оказаться полезными для вида в целом. Вам не приходило в голову, что пугливость - это очень ценное качество для выживания, особенно, если живешь среди людей.
"Когда ты будешь подниматься вверх, ты повстречаешь много разных людей. Не обижай их, потому что ты встретишь их всех ещё раз, когда будешь падать вниз." © Оззи Озборн

Оффлайн Просто Мария

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3421
  • Карма: 1607
  • www.bully-fen.com "Истины нет, есть мнения..."
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
    • Питомник бульдогов и мопсов "Булли Фэн"
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #8 : 05 Апрель 2010, 08:26:17 »
И У ДВОРНЯГ БЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ.

Проблемы, связанные с пробелами в развитии поведения, касаются не только щенков породистых собак. В последнее время многие берут питомцев из приютов и рискуют столкнуться с проблемами того же рода - проявлениями пробелов в раннем развитии собаки. Если собака попадает в приют с улицы, есть вероятность, что она выросла из щенка от бездомной собаки-матери. Также весьма вероятно, что до 3-х месячного возраста - именно в этом возрасте щенки начинают широко ходить вокруг своего логова и попадаются ловцам - она толком с человеком не общалась. А это означает, увы, что в семье, куда она попадет, она не сможет оправдать всех ожиданий - быть контактным, активно сотрудничающим с хозяевами партнером. Так что, если человек решился спасти такого пса и предоставить ему кров в своей квартире, ему не следует требовать от него такой любви, которую можем дать только правильно и своевременно социализированная собака. Остается стоически выполнять свой долг спасителя и давать псу жить так, как научила его окружающая среда.


ДАЖЕ КАРЛИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ НАСТОЯЩУЮ СОБАЧЬЮ ЖИЗНЬ.

Может показаться, что все выше сказанное не относится к карликовым собачкам, которых многие владельцы держат в "квартирном режиме". Это делает таких собак действительно удобными: с ними не обязательно много гулять, можно приучить их к гигиене в квартире и не тратить время на дрессировку. К тому же многие видят в прогулках серьезную проблему для себя: страшно гулять с маленькой хрупкой собачкой среди монстров собачьего племени. Некоторые ценят карликов за возможность водить их в салоны красоты, наряжать их в модные наряды, красить их шерсть и когти в актуальные цвета и даже считают, что это нравится и собакам. Однако, люди, как им часто свойственно, заблуждаются на сей счет. Маленькие собачки все-таки предпочитают традиционные собачьи радости - гулять и заниматься чем-нибудь вместе с хозяевами. Приученный, с детства к полноценным прогулкам и играм, умеющий общаться с другими собаками и знакомый с городской средой "карлик" становится не только великолепным спутником своего хозяина, но и получает ряд преимуществ в силу своей "мобильности". Крепкая активная собачка, уверенно бегущая по улице впереди своего хозяина, вызывает симпатию и уважение окружающих, порой, не меньшие, чем ее более крупные собратья.

Грамотное и развивающее воспитание в раннем детстве карликовой собачки делает ее сообразительной, ловкой и понятливой, способной выполнять все функции, возложенные на любимца семьи, вплоть до сторожевой. Напротив, если единственное предназначение собачки - сидеть на руках, возможно, для этой цели и стоит ограничивать ее развитие, поскольку долгое исполнение роли манекена для активной и любопытной собачки будет даваться ей, вероятно, с трудом.

Автор:
Непринцева Елена Сергеевна этолог, кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела научных исследований Московского зоопарка, специалист по поведению собак, эксперт по рабочим качествам РКФ.
"Когда ты будешь подниматься вверх, ты повстречаешь много разных людей. Не обижай их, потому что ты встретишь их всех ещё раз, когда будешь падать вниз." © Оззи Озборн

Оффлайн redhead

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10510
  • Карма: 8607
  • Целую крепко, я Ваша Репка!
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #9 : 05 Апрель 2010, 11:20:13 »
Очень интересно! /6
Много чего я и не знала, спасибо! \\20
www.repin-bulldog.com

Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. Они этого не переживут.
Ю.В.Никулин

Нам не нужно, чтобы нас любил весь мир...достаточно тех, кого мы выбрали сами...

Рамбофф

  • Гость
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #10 : 05 Апрель 2010, 14:00:59 »
Всё это нужно читать всем заводчикам! Ведь не с куклами дело имеем, а с живыми душами! \5

Оффлайн Бонечко206

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1861
  • Карма: 478
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #11 : 05 Апрель 2010, 14:04:45 »
мне еще нравится вот эта глава из книги.

Е.Н. МЫЧКО "СОЦИАЛИЗАЦИЯ" из книги "Поведение собаки"
 

Детство животного


Прежде чем говорить о социализации, придется рассмотреть роль детства в развитии животного. Общеизвестно, что, чем более высокоразвито животное, тем дольше период детства. Это связывают с незрело­рождением, когда в течение утробного периода организм не успевает сформироваться полностью и его развитие продолжается после рождения, при этом наиболее поздно формирующейся системой оказывается центральная нервная. Подчеркнем, что незрелость нервной системы для сложноорганизованного животного вовсе не ущербность, а благо, мощнейший механизм адаптации, одно из серьезнейших достижений эволюции. Ведь именно мозг, не закончивший своего развития, продолжающий формировать сложные нервные связи, способен к интенсивному обучению. Человек обладает самым длительным периодом детства и соответственно самым длинным периодом обучения, способностью узнавать и запоминать новое.

Если сравнить разные виды млекопитающих, то видна практически прямая корреляция между длительностью детства и развитием рассудочной деятельности. Сравним детеныша копытного и детеныша собаки или волка. Теленок уже через несколько часов после рождения может следовать за стадом, пробует питаться помимо материнского молока травой и уже к году является взрослым животным. Точнее было бы сказать, что взрослым он становится еще быстрее, просто физическое увеличение размеров тела требует вполне определенного времени. У теленка роль наследственной программы не пропорционально велика, хотя приобретенные элементы поведения тоже важны. Индивидуальный опыт копытного, живущего в стаде, весьма невелик, вполне достаточно вести себя, как все, и успевать повторять поступки лидера.

В противоположность этому щенок рождается совершенно неспособным к самостоятельной жизни, нуждается в долгой опеке матери, и все присущие ему поведенческие комплексы требуют обязательного дозревания, т. е. соединение с каркасом наследственной программы приобретенных элементов, без которых эта программа никогда не сможет функционировать эффективно и в полном объеме.

Можно было бы ожидать, что долгое детство просто особенность хищных, обладающих сложным поведением. Однако это не так, детеныши несоциальных видов, хоть и рождаются незрелыми, период детства проходят быстро. Ближайшие родственники волка и собаки - лисица и песец - становятся взрослыми даже не к году жизни, а ранее, к наступлению cвоей первой зимы. В опытах Л. В. Крушинского и его сотрудников было четко показано, что уровень развития рассудочной деятельности у песцов был ниже, чем у волков и собак.

Итак, какие основные задачи должна решить собака в течение своего столь длительного детства? Данному виду свойственна не только очень сложная социальная структура - собаки обитают в очень сложной и насыщенной информационно среде. Кроме того, и этот случай, пожалуй, можно назвать уникальным в живом мире, для собаки обязательно включение в социальную сферу другого вида животных. Даже если щенок родился в стае диких собак­парий, все равно существует период, в течение которого он может воспринять человека в качестве социального партнера. Таким образом, за период детства собака должна заключить сложные социальные связи с собственным видом, не менее сложные с другим видом и ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с основными особенностями окружающей среды – все три задачи весьма трудны.

у детства есть две связанные, хотя и не однозначно жесткой связью, стороны: физиологическая и социальная. Морфофизиологические изменения в организме служат базисом для становления социальности. Для того чтобы представлять себе социальное развитие собаки, необходимо знать основные этапы его физиологического созревания.



ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА


Послеутробный (постэмбриональный, постнатальный) период развития животных начинается с их рождения. Каждый период развития, состоящий из ряда фаз и разделенный переломными этапами или иначе «критическими периодами», характеризуется определенными взаимоотношениями организма со средой и чувствительностью к тем или иным ее воздействиям.

Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые несколько отличаются друг от друга. Продолжительность отдельных стадий развития может варьировать как между породами, так и в пределах одной породы. Развитие щенков подробно исследовалось Джексоновской лабораторией (США). Становление и развитие поведения собак в течение многих лет изучается лабораторией онтогенеза Института физиологии им. И Л.Павлова АН СССР.

Неонатальный период (период новорожденности)
Первый период жизни новорожденного щенка ­ неонатальный или период новорожденности (18-20 дней) характеризуется, прежде всего, быстрым ростом и совершенствованием безусловно-рефлекторных реакций.

В течение первого месяца постнатального периода из совершенно беспомощного эмбриона щенок превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию.

В первые восемь дней этого периода щенки удваивают свой вес. К концу первого периода начинают ходить, у них открываются глаза. Совершенствуется поведение - начинаются игры, возникают оборонительные реакции.

В нервной системе после рождения происходят огромные морфологические изменения. Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки, Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца ­ почти полной массы мозга взрослой собаки.

Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.

У щенков в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных щенков периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, т. е. сосания. Некоторая дифференцировка щенком периодов дня и ночи появляется, когда у него хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из логова.

К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка - положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и, достигнув их, начинает сосать. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, «обрастают условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери.

В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят «кучкой» - это помогает им сохранять тепло терморегуляция новорожденных еще несовершенна.

Это так называемая реакция скучивания.

Новорожденные щенки неспособны самостоятельно мочиться и испражняться. Мать подлизывает щенков, осуществляя таким образом массаж сфинктеров, и поедает все их выделения. Если бы щенки все делали самостоятельно, в гнезде быстро возникли бы антисанитарные условия, а таким образом в нем всегда чисто и сухо.


я не исчезаю бесследно и не возникаю из ничего, а лишь перехожу из одной формы в другую и от одного физического тела к другому. О как.

Оффлайн Бонечко206

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1861
  • Карма: 478
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #12 : 05 Апрель 2010, 14:05:14 »
Переходный период

Второй период - переходный (21-35 дней). Нача­ло его знаменует появление интереса - к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения - до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание.

Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока он еще находится в гнезде.

По мере совершенствования движений он начи­нает отделяться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее. В это время у щен­ка активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы.



Период первичной социализации

Третий период жизни (35-80 дней) – период первичной социализации. К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка весьма подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. Для этого периода характерна высокая скорость образования условных рефлексов.

Резко повышается двигательная активность щенков, формируется ее дневной ритм. Значительно усиливается игровая и исследовательская деятельность щенков. Появляется ориентировочно-исследовательский рефлекс, названный И.П.Павловым «Что такое?», достигающий наибольшей интенсивности именно в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких­либо раздражителей, подходят к незнакомым предметам, лижут, берут в рот, грызут.

Манипулирование с окружающими предметами ­ важнейшее условие дальнейшего совершенствования разнообразных навыков. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных.

Большую роль в регуляции поведения растущего щенка играют положительные и отрицательные эмоции. Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как уже было сказано выше, вырабатываются быстро, но сохраняются в памяти недолго.



Ювенильиый период

Четвертый период - ювенильный (свыше 12 недель). В этот период происходит формирование типологических особенностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже - они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам.

Часто у щенков возникает пассивно-оборонитель­ная реакция, резко изменяющая поведение и опреде­ляющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Многочисленные экспериментальные работы показа ли, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Если у щенка в этот период онтогенеза есть такая склонность, крайне важно всячески разнообразить его окружение.



Период полового созревания

Пятый период - период полового созревания (после 7 месяцев). К этому моменту рост щенка в основном заканчивается.




КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие. собаки, как социального животного; оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным.

Этапы социализации на волках рассматривали в своих работах американские исследователи Вулпи и Гинсбург. В. Микуличек показал наличие таких критических периодов у собак. Он определил четко рамки, когда завершается один период и начинается другой. Аналогичные исследования проводились под руковод­ством Л. В. Крушинского на волках и на собаках.

Наблюдения собак разных пород, собак-парий привели нас к выводу, что невозможно четко указать границы периодов. Оказалось, что в пределах породы очень много зависит от индивидуальности щенка, от условий выращивания и содержания. Условия обитания собак в человеческом обществе оказались настолько разнообразными, что их невозможно стандартизировать, хотя бы в первом приближении. Поскольку породы, пока они существуют, все время находятся под прессом и естественного и искусственного отборов, эволюция их, особенно в нашем столетии, резко усиливается. Вполне вероятно, что именно благодаря бурным эволюционным процессами под влиянием сложной среды одна из основ поведения - социализация находится в очень подвижном состоянии.

Итак, хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три-четыре раза. Совершенно невозможно указывать точные сроки в отрыве от конкретной породы, в данной ситуации даже группа пород оказывается слишком крупной таксономической единицей, поскольку объединяет зачастую карликовые, нормальные и гигантские формы. Для обеспечения ориентировки при дальнейшем изложении мы дадим сроки, наиболее характерные для средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее близки к средним показателям.

 
я не исчезаю бесследно и не возникаю из ничего, а лишь перехожу из одной формы в другую и от одного физического тела к другому. О как.

Оффлайн Бонечко206

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1861
  • Карма: 478
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #13 : 05 Апрель 2010, 14:05:49 »
Первый период социализации


Начинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель. Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного - это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и - это особенность собаки - образ человека-партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, ­ именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.

Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые ха­рактеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.

Следует отметить, что импринтинг у собак, в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого мажет быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кашарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Наблюдения за щенками ясна показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквальна лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстра утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потам бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.

Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организ­ма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться  запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, на щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает падает сигнал тревоги и заставляет щенка спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище. В результате щенки просто не сталкиваются с человекам, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.



Второй период социализации


Он может смыкаться с первым периодом или перекрываться с ним; приходится на возраст примерно от полутора до пяти месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.

Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его ис­следовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда-то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу. Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, снедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, наказывая егo чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.

Следует представлять, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует. Исследовательское пове­дение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.

Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.

Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина и, допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась. Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении - в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу. Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом. Щенок не может представлять себе ценность вещей либо вызываемое ими отвращение, с точки зрения человека: для него равно интересны и привлекательны парадные туфли хозяйки и подобранная на свалке старая мочалка - и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.

Наиболее больной вопрос - симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» - враждебные к нему представители его вида, образно говоря, понятие «внутренний враг» щенку на второй стадии социализации неведомо. Взрослые со­баки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.

Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности. Ведь у достаточно многих видов забота о потомстве эгоистична, в ряде случаев это просто жесткая программа, не позволяющая никаких вариаций. На какие ухищрения приходится идти животноводам, чтобы вынудить овцу с ягненком-одинцом принять под свою опеку сироту, Овца вполне может кормить двойню, даже тройню, но это должны быть ее родные ягнята. Их образ запечатлевается матерью сразу после родов, непосредственно связан с запахом и вкусом ее собственных вод. Проблема неприятия сироты настолько серьезна, что над ней работают научные лаборатории в разных странах мира. И овца тут не исключение, а скорее правило: если лосиха, отелившись, потеряет на некоторое время своего теленка из виду и он обсохнет, то она не станет кормить его, хотя и будет искать. Забредший на чужой охотничий участок щенок песца не только не может рассчиты­вать на дружественный прием, но должен бояться встречи с хозяинами - могут съесть. И только высоко социальные виды животных (приматов мы оставим в стороне) приобретают альтруистическое отношение к детенышам: неважно, родной он или нет, но он принадлежит к тому же виду. Напомним, что стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков - вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его.

Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайны­ми факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.

Последнее обстоятельство следует учитывать как раз тем владельцам, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно су­рово карая за подходы к чужим. Добиваются такие владельцы прямо противоположного желаемому: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.



Третий период социализации


Он приходится на возраст 6-10 месяцев и непосредственно связан с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда раннее детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи. В результате это резко осложняет для нее возможность легкой смены социальных партнеров и мирного перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака разделяет мир по признаку «свои» И «чужие», К понятиям «МЫ» И «Я» добавляется «ОНИ». Последние также, безусловно, являются собаками, но собаками, априори могущими причинить вред, с ними надо быть осторожным. Это особенно явно видно на примере собак-парий, когда молодые собаки уже в отсутствие взрослых начинают самостоятельно проявлять агрессию к чужим. Этот этап социализации для собаки завершающий.

Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У таких пород третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.

Однако в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания чужих. У ряда собак-компаньонов третий период так полностью и не завершается. Он заканчивается формированием тесного круга общения. Собака очень предана хозяину, его семье, разлука с ними приносит ей сильные страдания, но ни нападать на посторонних, ни толком избегать их животное так и не научается. Такие породы по сравнению с прочими об­ладают очень высокой инфантильностью, такие собаки за всю жизнь так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним.

Весьма интересен третий период социализации у собак специализированных охотничьих пород, особенно ярко видно это на примере гончих. С наступлением полового созревания, с взрослением не связано замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях просто никогда не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. Вместо этого идет очень своеобразная трансформация понятия «свой» применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с вполне определенной амуницией. Для современной гончей подробным призна­ком или атрибутом «своего», человека-охотника является ружье. Собака, хоть раз побывавшая в поле, пол­ностью доверяет любому человеку с ружьем. Это инте­реснейший случай, когда понятия «МЫ» И «ОНИ»

В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с враждебностью других животных, но и научается определенным образом оценивать уровень опасности от них для себя. Если собака из другой стаи опасна в высшей степени уже тем, что она чужая, то в своей стае часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют. Собака перестает быть личностью только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее соплемен­ников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое положение в стае, причем в соответствующей полу подсистеме.

Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей как с одногодками, так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать. Да, память о прежних симпатиях и антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных, но эти детские отношения перестают быть актуальными. Именно в этом возрасте становится возможным заключение лояльного союза, поскольку теперь надо объединять силы против внешнего мира. В расхожей шутке: «Против кого, братцы, дружим?» на самом деле скрыт глубокий биологический смысл. Пока окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку понять, сколь по-разному к нему относятся прочие живые существа, и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей, доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз.

Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно ни хотел щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего. Причем совершенно необязательно искать корни дружественных союзов только в легкости добычи пропитания, гораздо чаще они восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее напряжение, только так, на наш взгляд, можно объяснить заключение союзов не только между однопометниками или «бандитами»-изгоями, но и между высокоранговыми и молодыми кобелями.

О том, какого положения в обществе наиболее часто могут добиться собаки, лишь вступившие на порог зрелости, мы уже говорили. Чаще всего это «пограничники» и аутсайдеры. Отметим особо, что бегство щенка из стаи на втором периоде социализации вовсе не является изгнанием. Стая не отказывалась от него, не стремилась избавиться, этот щенок был лишь одним из массы, уход именно его для стаи был незаметен. Истинные изгнанники появляются лишь тогда, когда стая начинает видеть в них индивидуальность, когда их личные качества чем-то раздражают сообщество. Здесь процесс взаимный: не только собака избегает общаться с членами стаи, но и те активно отгоняют ее прочь от себя.

В заключение следует подчеркнуть особенности социализации у собаки. Невозможным оказалось выделить четкие границы между критическими периодами, сами периоды накладываются друг на друга. Еще не оканчивается критический для понятия «МЫ» период;

как активный щенок уже начинает познавать мир как индивидуальность, завязывает первичные личностные связи, формирует отношения. Точно так же понятие чуждости, непринадлежности к общности «МЫ» возникает в ряде пород и у особо одаренных интеллектом собак уже во втором периоде социализации. С другой стороны, возникает феномен, немыслимый для дикого животного, - не завершение третьего этапа, продленная на оставшуюся жизнь инфантильность, более того, атрибутивность понятия «СВОИ». Все это, на наш взгляд, показывает не только высочайшую сложность социального поведения собаки, но и делает невозможным слепой перенос поведенческих особенностей диких социальных псовых на собаку. Безусловно, в поведении волка и собаки, двух близкородственных видов, есть очень много сходного, однако различия в протекании социализации, в самой сути ее периодов более чем достаточны, чтобы не делать выводов о поведении одного вида на основании наблюдений поведения другого без детального анализа.



СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
я не исчезаю бесследно и не возникаю из ничего, а лишь перехожу из одной формы в другую и от одного физического тела к другому. О как.

Оффлайн Бонечко206

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1861
  • Карма: 478
  • С нами с: 02/04/2010
    летлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлетлет
Re: Что такое синдром питомника у собак?
« Ответ #14 : 05 Апрель 2010, 14:06:12 »
Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.

На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатлевания в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенчес­ких комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Нельзя ли явлением депривации просто пренебречь? Оказывается, нельзя.


Депривация во время второго периода социализации


Дело в том, что гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в четыре и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.

Это при водит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. Мало того, что в течение всего карантина она испытывала острейшую потребность в информации о себе подобных - такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт. Неслучайно аналогичные условия, когда в них ставят человека, называются одиночным заключением и являются тяжкой мерой наказания за преступления против общества. Однако вернемся к судьбе щенка-деприванта.

По истечении срока карантина его выводят на улицу и выясняется, что он очень неуверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее. Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.

Не можем не отвлечься и не привести примера такого обучения щенка. Молодая сука среднеазиатс­кой овчарки в начале второго периода социализации выращивалась совместно с собаками иных пород, об­ладавших достаточно ограниченным языком демонстраций. Уже после четырехмесячного возраста она попала в сформированную стаю собак своей породы и первую неделю испытывала массу неудобств. Взрос­лые собаки, особенно суки, часто принуждали ее принимать позу подчинения и делать это четко. Когда подросток понял, чего от него требуют взрослые собаки, он, похоже, испытал истинное удовольствие. Теперь уже молодая сука ходила за взрослыми собаками, вынуждая их обратить на себя внимание, но стоило тем сделать малейшее движение угрозы, как она утрированно четко и с видимым удовольствием принимала позу подчинения

Однако если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т. е. ограниченно будет применять само и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало понятны.

Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается поистине бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности, он не может вступать в контакты с ними, ему не с кем играть. Игру с соплеменником не может заменить никакая неживая игрушка и никакие забавы с хозяином. В социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению - без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Кроме того, в играх складываются сложнейшие двигательные комплексы, вырабатываются условные рефлексы, в отсутствие которых спаривание становится невозможны..

Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие «чужая боль». Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. Напомним, что у собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.

Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т. е. вместо собаки некой определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов. Добавив к этому повышенную пугливость и неуравновешенность нервной системы, связанные с депривацией информативной, мы получаем портрет животного, неприятного в общении и негодного к работе.



Депривацня во время третьего периода социализации


Она не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками не мотивированной на первый взгляд злобы.



Депривацня взрослою животного


Она вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и/или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно. В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, «отказник», привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущееся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок. И внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.

 
я не исчезаю бесследно и не возникаю из ничего, а лишь перехожу из одной формы в другую и от одного физического тела к другому. О как.